Various Artists – Черный Квадрат

 KultFront, KF-VI, Dec 2006

1. BRZB - Чёрный Квадрат 
2. Bardoseneticcube - Революционная Песня
3. Ganzer - Viva La Muerte!
4. Ritualnaya Bioingeneria - Искушение Блаженного Астрошнауцера...
5. Cyclotimia - Oil-For-Food Program
6. SS-18 - Люди, Они Вокруг
7. Evilution - Ты Их Боишься?
8. EKRAN - Вездеход Идёт Сквозь Хвощи
9. Bunker - Пустые Пространства
10. Reutoff - Über Den Schmerz (Die Jügend Der Welt Mix)
11. Misery - Маяковский (Родился - Творил - Убил Себя)
12. Anthesteria - Falling Apart
13. Tsaraas – Ленин
14. Sal Solaris - Со Мной
15. Necropolis – Танатос

       

     Очередной (после «Красного квадрата») сборник, объединивший, как это сказали бы раньше, «революционно настроенную молодежь». Сборник этот получился на голову выше своего предшественника – как качеством материала, так и оформлением. На сей раз речь пойдет, конечно же, о революции, но о революции метафизической – об этом сигнализируют и Малевич, и Масодов, отрывок из романа которого использован в буклете. 
      Структура диска такова, что первая часть его отдана под шумовые изуверства, а вторая – под более спокойные, но не более позитивные формы «темной » музыки. «BRZB», услужливо напоминая нам своим голосом, что мы слушаем именно «Черный квадрат», синтезирует композицию из простого ритма и не связанных между собой сигналов, на фоне которых группа явно укуренных людей о чем-то долго и малопонятно рассуждают, то переходя на цитаты из классиков, то просто громко смеясь. Потом они куда-то уедут на машине – шум ее мотора раздается в завершении этого своеобразного вступления. «Bardoseneticcube» без предупреждения атакуют мощнейшим нойзом, собранным из кусочков ревущих и кричащих голосов, положенных на пульсирующий электронный бит (кажется, что включения подобных ритмических структур в свои треки было обязательным условием для многих музыкантов). Постепенно голоса обретают форму и содержание, и в этой сумятице можно расслышать фразы из советских мультфильмов и фильмов, а также хрипящие пылью старинные мелодии. Если нужна короткая характеристика «Революционной песни», то это сюрреалистичный rhythm`n`noise. «Ganzer» вообще строят свой трек на взрывах и воплях, постепенно все разгоняя и уплотняя, доводя «Viva La Muerte!» в конце концов, в лучших традициях шумовой музыки, до почти что невыносимого накала. «Искушение Блаженного Астрошнауцера...» начинается с хардкора, в дальнейшем усложненного криками и мало разборчивым шепотом, воплями, радиошумом и прочими звуковыми безумствами, от которых вполне могут начать шевелится волосы. Занявшие свою нишу «Cyclotimia» не отклоняются от генерального курса и здесь – все те же биржевые сводки, все тот же ритм, завывания аналоговых синтезаторов и мелодии, словно написанные участниками «Kraftwerk», находящимися под действием сильных седативных препаратов. Матерная истерика на английском языке (избитая тема в noise и power electronics, не правда ли?), и записи, которые можно сделать в холодной пригородной электричке – что поделать, люди вокруг именно такие, матерящиеся, истерящие и уныло проживающие свои жизни, что в очередной раз убедительно доказывают «SS-18». Вопрос «Ты Их Боишься?», увы, останется без ответа – бояться здесь некого, да и музыка сама по себе никаких эмоций не вызывает. Очень примитивный «Lo-Fi dark ambient» со сгущающимися тучами простых до неприличия синтезаторных звуков. Композиция «EKRAN» является тем барьером, который разделяет альбом на две части – Здесь тоже есть радиошум, статичные гудящие поля, и много-много аналоговых советских синтезаторов, при этом никакой агрессии музыка не несет (шум хоть и энергичный, но на уши не давит), более того, вызывает местами даже ностальгию по косморомантике нашего детства. «Bunker» сочиняет ту самую музыку, которая и должна ассоциироваться с названием проекта – гулкие заброшенные подземелья, металлические лязги и скрипы, шум огромных железных дверей, отсекающих посетителей этих пустых пространств от окружающего мира, по которому даже начинаешь скучать за эти пять с половиной минут. 
«Reutoff», безусловно, хороши здесь – равномерные гулкие удары, фоновый блуждающий гул, яркие мелодии, и шум огромных механизмов, словно стряхивающих с себя ржавчину. Вдруг из этой черной сердцевины звука практически выплывают тревожные и красивые гармонии оркестра, накрывая слушателя с головой под россыпь марша. Тревожная, гордая и пафосная музыка. Биография великого поэта революции коротко, но ёмко отражена в названии трека от «Misery», а творческий путь Маяковского представлен стихотворением в исполнении самого автора, положенным на очень ровный, отстраненный гул, проносящийся ветром по коридорам и под конец впускающий внутрь себя «промышленную эстетику» - удары по металлу, механический шум и атмосферу заводского цеха. Композиции от «Anthesteria» идти бы сразу за «Reutoff», тогда бы она забрала все эмоции и впечатления слушателя (а может быть, и несколько слезинок катарсиса) себе. Безумно красивая неоклассика, наполненная вибрациями струн и грустной гармонией, поверх которых проносится одно из пронзительных стихотворений Ахматовой. «Tsaraas» - это dark ambient от «Majdanek Waltz» (кстати, «Ganzer» это noise от них же), пропитанный «масодовщиной» (фраза «Ленин всех их накажет, Ленин всех убьет» как символ окончательной победы в метафизической революции). Пианино и шипящие шумы, плотной пеной покрывающие все остальные элементы композиции, вселенская тоска и затишье перед битвой. «Sal Solaris» не оригинальны, но интересны, им хватает растянутого гудения контрабаса, сэмплов из англоязычных фильмов, потусторонних шепотов и «шумных реверсов», чтобы создать свою, особенную атмосферу. «Necropolis» подводит итог (может быть, имея в виду, что, чем бы мы не занимались, все там будем, и никакие революционные идеи не смогут исправить этот порядок вещей?), отправляя в странствие по подземному миру мертвых. Там скучно, темно и холодно – но так и должно быть, и заслуга автора в том, что он очень умело передал это настроение, искусно манипулируя застывающим и отстраненным гулом, над которым раскатисто звенят колокола. 
     Короткий итог длинному обзору – сборник этот важен и нужен, за редким исключением его участники постарались на славу, а разнообразие представленного материала способно привлечь внимание ценителей самой разной музыки, попадающей под определение «индустриальной». Революционный отряд в сборе и готов действовать.

 

Почитать другие рецензии

На Главную

Бесплатный хостинг uCoz